<< Главная страница

ОТ АВТОРА

В построении и проведении лабораторного практикума по зоологии беспозвоночных в советских вузах накоплен богатый опыт. Автор стремился учесть и отразить этот опыт в настоящем "Практикуме". Однако на современном этапе своего бурного развития высшее образование в нашей стране выдвигает новые задачи, предъявляет новые требования, в частности, к учебным пособиям для вузов.

Настоящий практикум рассчитан, прежде всего, на значительное расширение активности и самостоятельности студентов при выполнении лабораторных работ; от этого зависит не только глубина приобретаемых знаний и прочность их усвоения, но, что еще важнее, эффективность их использования молодым специалистом в его практической деятельности. Необходимый описательный материал, методические и технические указания включены и размещены в "Практикуме" с таким расчетом, чтобы у студента под рукой было все, что необходимо для выполнения работы на каждом занятии. Это позволит студенту ограничиться единственным пособием при подготовке и выполнении занятия, что, несомненно, облегчит работу студента и сделает ее более продуктивной. Затратив некоторое время на ознакомление с предстоящим занятием, с его содержанием и задачами, студент может предварительно подготовиться к нему. Можно надеяться, что повысится не только понимание и усвоение материала, но также и интерес к предмету.

Содержание настоящего пособия расширено за счет описания функций того органа, который изучается на лабораторном занятии. Хотя в целом практикум по зоологии беспозвоночных ограничивается морфологией животных, теоретическое изучение функций одновременно с лабораторным извчением органа будет содействовать усвоению неразрывной связи формы и функции в применении к животным. Нет сомнений в том, что прочное усвоение таких знаний в процессе лабораторного изучения животных не только будет препятствовать искусственному отрыву формы от функции, но и благоприятно скажется на усвоении лекционного курса зоологии беспозвоночных.

3

"Практикум" одновременно решает и другую, очень важную задачу, особенно актуальную для будущих учителей. На лабораторном занятии по зоологии беспозвоночных изучается, как правило, единственное животное, которое рассматривается в качестве типичного представителя обширной группы животных (типа, подтипа, класса). В таком случае целью такого занятия служит не отдельное животное (гидра, рак и т.п.), а общие черты всей группы (тип Кишечнополостные, класс Ракообразные), изученные в конкретной форме на одном животном. Но такой переход от единичного животного, изученного на лабораторном занятии, к общей характеристике обширной группы животных, для которой лабораторный объект избран в качестве представителя,- дело далеко не простое и далеко еще не освоенное в учебном процессе вузов. А без него не может быть ни полноценного изучения зоологии, ни формирования логического мышления.

Чтобы облегчить решение этой задачи, в "Практикум" включен целый ряд таблиц сравнительного описания группы животных и ее представителя, а также двух родственных групп животных. Одни таблицы заполнены целиком и могут служить примером пользования подобными схемами; большинство таблиц предлагается студентам заполнить самостоятельно. Этим вносится в лабораторный практикум некоторый творческий элемент, который послужит надежным средством борьбы с механическим заучиванием материала.

Сколько тем из практикума включить в рабочий план и каким из них отдать предпочтение, сколько работ по каждой теме и какие именно сделать обязательными для студентов, а от каких освободить их, заполнение каких схем сравнительного описания животных поручить студентам м другие подобные вопросы должны решаться каждой кафедрой по-своему, и "Практикум" ни в малейшей степени не связывает их инициативы.

Предлагаемое пособие не избавлено, разумеется, от тех или иных недостатков, и автор будет признателен за указания и советы, направленные на улучшение пособия.

4


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация
Status: 408 Request Timeout